Цели, приоритеты и стратегии фирмы в современном обществе и экономике

Критические изменения глобальной экономической среды приводят к необходимости пересмотра целеориентированности бизнеса с введением и усилением роли общества на новом витке отношений общество-бизнес. Необходимо применение в бизнес-практике подходов целеполагания бизнеса, заключающихся в гармонизации взаимодействия бизнеса с партнерами и удовлетворении социальных целей, а не только достижения максимальной прибыли. Именно равный и взаимовыгодный обмен (а не направленный на максимизацию прибыли) и учет мнениями должен быть заложен в миссию, цель предприятия, реализован в стратегии, заложен в отдельные стратегии взаимодействия с каждым типом партнеров.

Элементы данных подходов можно встретить в классическом труде Игоря Ансоффа «Стратегическое управление»:

«В последние полвека наступившее в западном мире благосостояние ставит под вопрос экономический рост как главный двигатель социального прогресса. Общество нуждается уже не в количественных, а в качественных характеристиках уровня жизни. Всё чаще оказывается, что крупномасштабная организация индустрии становится угрозой как для экономической эффективности, будучи очагом монополистических форм хозяйствования, так и для демократии, будучи оплотом государственно‑промышленных комплексов. Значение философии роста, служившей бесспорным ориентиром для социального поведения, начинает снижаться.

При перераспределении социальных приоритетов внимание общества обращается на негативные побочные эффекты деятельности по извлечению прибыли загрязнение окружающей среды, неустойчивость экономической конъюнктуры, инфляция, монополистические ограничения рынка, манипуляция поведением потребителя путём специально организованного устаревания товаров, наглая реклама, неполная информация и скверное послепродажное обслуживание».

Изменяются и запросы населения, как носителя покупательской способности и одновременно источника рабочей силы. Там же:

«Сытые потребители ждут от своих покупок большего удовольствия, а от своей работы — высокого удовлетворения запросов личности. Они становятся всё более разборчивыми, чаще настаивают на полной информации о том, что они покупают, требуют от фирмы‑производителя послепродажной ответственности, не хотят мириться с такими побочными явлениями, как загрязнение окружающей среды. Они ставят деятельность фирмы под прямое сомнение (консюмеризм — движение в защиту интересов потребителей) и требуют от государства усиления контроля над её действиями.

Внутри фирмы начинается распад традиционной солидарности слоя управляющих. Среднее звено больше не устраивает работа, направленная исключительно на благо акционеров Новое поколение уже не разделяет традиционную надежду каждого управляющего когда‑нибудь стать президентом фирмы, хочет от фирмы как социального института большей отзывчивости, ждёт, чтобы она давала индивиду возможность реализовать себя на работе. Таким образом, среднее звено начинает всё больше солидаризироваться с интересами технократии и всё меньше — с интересами верхнего управленческого звена акционеров».

Государство давно стало не только источником законом, установлений для бизнеса, оно все глубже и детальнее определяет обязанности фирмы по отношению к обществу.

Ансофф пишет «…..другое последствие благосостояния заключается в том, что развитые страны обращаются к решению тех социальных проблем, которые оставались нерешёнными в период, когда в центре внимания был экономический рост на проблемы социальной справедливости, бедности, жилищного хозяйства, образования, общественного транспорта, загрязнения окружающей среды, нарушения экологического равновесия. От частного сектора ожидают исполнения двоякой роли:

а) самоограничения и воздержания от такой деятельности, которая создаёт эти проблемы (например, загрязнение окружающей среды);

б) ответственности за позитивные шаги на пути общественного прогресса».

Таким образом, отношения с обществом перестают быть второстепенной проблемой и превращаются в одну из ключевых. Кроме рыночных и ресурсных стратегий, фирмам всё чаще придётся заниматься разработкой стратегий отношений с обществом. Первый шаг в формулировании таких стратегий состоит в том, чтобы разобраться в разнородных социально‑политических влияниях и рассортировать их по отдельным, строго определённым группам стратегического влияния.

Начиная с 50‑х годов прошлого столетия фирмы находятся под возрастающим давлением со стороны правительства, потребителей и групп защиты окружающей среды. Наиболее передовые фирмы, особенно в США, прореагировали на это разработкой социальных программ, которые имели целью создать фирме статус «ответственного члена общества».

Высказывание М. Фридмана, «выдвижение к фирме требований заниматься чем‑то другим, кроме целенаправленной деятельности по получению прибыли, является в принципе подрывной социальной доктриной» не может встретить понимания вообще и особенно в моменты экономических кризисов огромной силы, вызванных неконструктивной деятельностью фирм по получению прибыли любым путем и манипуляцией информацией с целью присвоения части общественного богатства.

 

Ансофф приводит интересные сценарии возможного преобразования фирм под действием государственных и общественных ограничений: «…по сценарию III принято, что большинство существующих ограничений не снято и вводятся новые элементы контроля. Однако па определённом этапе экономическая эффективность уравновесит социальные требования. Фирма не будет выступать как разрушительная сила, а превратится в чуткого слугу рынка, оставаясь в основном экономическим институтом обществ… текущие тенденции рассматриваются как часть необратимого процесса изменения положения фирмы в богатом постиндустриальном обществе. Стремление к получению прибыли будет дополнено неэкономическими целями, такими, как поддержание занятости, удовлетворённость работой, участие в процессе принятия решений непрофессионалов‑управляющих, направление товаров и услуг в постоянно убыточные отрасли экономики, поддержание благосостояния местных общин. Этот сценарий предусматривает трансформацию фирмы из чисто экономического в социально‑экономический институт. Закрепление новых ценностей внутри фирмы может сократить необходимость планирования и контроля со стороны центрального правительства. Таким образом, появится «невидимая сила» нового рода. Сторонники этого сценария могут найти подтверждение его возможности в развитии общественного контроля и программах «социальной ответственности», уже проводимых многими ведущими фирмами».

Приведем классификацию Ансоффа  элементов общества, на которые поведение фирмы оказывает непосредственное влияние, и основных возможных результатов деятельности фирмы, в которых заинтересованы различные группы общества.

 Таблица 2.

Элементы общества и интересующие их результаты деятельности фирмы.

Группы общества Результаты деятельности фирмы
Общество в целом

 

Экономический рост

Поступления от налогов

Уравнивание власти

Уравнивание доходов

Сохранение окружающей среды

Сохранение природных ресурсов

Местная община Благосостояние общины
Держатели акций Рост доходов
Кредиторы Рост стоимости акций
Потребители Стабильность доходов

Справедливые цены

Обеспечение выбора

Удовлетворение потребителей

Управление Рост доходов

Профессиональный интерес

Работники наемного труда Занятость

Досуг

Уровень оплаты

Условия труда

Удовлетворенность от работы

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *